Тема поиска первых клиентов давно уже лежит на поверхности, но мы долгое время её не затрагивали, потому что ученикам всё нижеописанное рассказывают на занятиях, и никакого секрета здесь нет.
Факт дня: если сразу после курсов вы не начнёте работать хотя бы немного, то велика вероятность того, что диплом массажиста отправится в ту же стопку, где уже валяются корочки баяниста из музыкальной школы, а также бухгалтера, кинорежиссёра, гадалки и пиявочника из различных учебных центров, которые вы посещали, наверняка, тоже полные вдохновения. Скорее всего, найдётся даже парочка вузовских дипломов.
Мы уже выяснили, что некоторым обучающимся бывает просто в радость хорошо и полезно провести время на курсах, но остаются ещё 70% пришедших не за досугом, а за новой профессией и планируют начать зарабатывать.

Разумеется, у вас всегда есть возможность устроиться на работу в салон или санаторий, туда клиенты будут приходить сами. Но любое трудоустройство – это потеря денег и подчинение. Поэтому учитесь самостоятельно искать себе клиентов.

Итак, что же, кроме планов и твёрдого намерения взять быка за рога вам понадобится, чтобы существенно повлиять на свои реалии и применить новую профессию?

ЧАСТЬ I

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ

Да, вот прямо так, на первом месте сразу лирика. Поверьте, мы бы не тратили на это буквы, если бы не знали, насколько часто заявить о себе мешает всего-то лишь стеснение. Внутренняя уверенность предшествует фактическим действиям – это две головы одного дракона.
Вы, вроде, уже точно всё решили, знаете, как распространять о себе информацию и планируете непременно за это взяться, но почему-то находится сто причин отложить на попозже этот великий старт. На самом деле, причин на то обычно всего лишь три (или их вариации).

1. Вы человек-бюджетник. И ваша супер-способность – выполнять понятные дела с предсказуемым результатом. В вашей голове звучат голоса мам и бабушек, которые были готовы лечь костьми ради того, чтобы вы получили нормальную профессию и нашли хорошую высокооплачиваемую работу, и мелькают лики окружающих вас одноклассников, одногруппников и коллег, идущих примерно той же дорогой. Итог: высокооплачиваемость (и даже само наличие) вашей работы всё ещё под вопросом, зато ваша картина мира чётко сформировалась и подразумевает только тот формат трудоустройства, в котором всё максимально определено: график, день и размер зарплаты, налоговые отчисления, отпуск, служебная иерархия… Может вам и хотелось бы вырваться из этой парадигмы, но как только в системе появляется какая-то неопределённость, вам и вашему окружению начинает казаться, что вы занимаетесь какой-то сомнительной мутной фигнёй и в общем движетесь вниз (в глазах окружающих ваше занятие будет сравнимо с хождениями по квартирам пенсионеров и впариванием моющих пылесосов или инфракрасных ламп). Вы и сами не понимаете, что вам делать, какие предпринимать шаги. И вообще, годами начальник бросал перед вами папку с заданиями «к завтрашнему дню», и жизнь никак не готовила вас к тому, что работу придётся постоянно находить себе самому.

2. Ещё один больше психологический, чем реальный аспект – это чувство неукомплектованности, неготовности к работе. Вам кажется, что вы ещё не всё прошли, что-то недопоняли, что-то подзабыли, у вас нет удобной кушетки, кабинета, ассортимента масел на любой вкус, лампы Алладина, пера жар-птицы… Расслабьтесь, чтобы начать работать после обучения, вам потребуется только бутылка масла и ваши руки. Первые массажи вполне можно делать прямо на застеленном полу. Это тяжело, но осуществимо. Главное, начать, и на всё остальное быстро появятся деньги.

3. Последнее переживание, которое порой начинает терзать умы ещё до начала обучения – это внезапно обнаружившееся невероятное количество массажистов вокруг. Вы и не думали, что их так много, пока не начали примерять эту роль на себя? Так происходит абсолютно всегда и у всех, кто вдруг начинает фокусировать своё внимание на каком-то одном явлении. Задумались о беременности и детях? И вдруг все вокруг оказались с животами и колясками! Задумались об открытии магазина разливного пива? И внезапно увидели, что только в вашем доме их уже целых три! Когда мир успел так измениться? Ничего не изменилось, просто вы начали вычленять одно из многого и считать, что все только об этом и гудят. А если ещё и довелось об этом загуглить, то свою лепту незамедлительно внесёт контекстная реклама, которая выдаст вам тьму чужих товаров и услуг по теме, окончательно растоптав вашу тлеющую надежду на уникальность. Значит ли это, что рынок перенасыщен? Нет. Значит ли это, что вы не найдёте себе места на этой нише и на вас не хватит клиентов? Нет!!! Быть может, вы удивитесь, но массажистами не только становятся, но и перестают быть. Бывалые массажисты, как и все смертные, могут потерять интерес к делу и переключиться на что-то постороннее, уйти в бизнес, переехать, получить несовместимую с работой травму, связать жизнь с ревнивым, совершить какую-то серьёзную ошибку и снискать дурную славу, в конце концов, выйти из трудоспособного возраста, а это рано или поздно бывает со всеми. В дальнейшем, если вы посмотрите внимательно на тех, кто кажется вам конкурентом, то поймёте, что вы с ними всегда будете занимать разные ниши. У ваших коллег всегда будут от вас какие-то отличия (узкая направленность, ценовая политика, месторасположение и пр.), и у каждого обязательно будет своя клиентская аудитория, которая достаточно редко будет перемешиваться.

Обобщим. Ваш внутренний стесняшка хотел бы предстать миру уже прокаченным массажистом с клиентами и опытом, а не осуществлять свои первые робкие шаги на глазах у любопытной публики. Неуверенность и страх давят на ум: «А вдруг ничего не получится, и все потом будут со смехом вспоминать мои жалкие попытки?»…

ЭТИ ГЛУПЫЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАЗИТИРУЮЩИЕ МЫСЛИ НЕ ПОЗВОЛЯТ ВАМ СПОКОЙНО НАЧАТЬ НИ ОДНО НОВОЕ ДЕЛО!

Первое и единственное, что вам необходимо сделать – это наплевать на всех своих знакомых вместе с их вероятными мимолётными мнениями. К сожалению, а может и к счастью, они про вашу жизнь вообще думают очень мало. Также вы должны понять, что ваш заработок, даже на первых порах, будет на порядок выше, чем у большинства людей, чьи мнения сейчас вас задевают. И если между вами есть какое-то соперничество, то совсем скоро им будет, в общем-то, не до смеха.

Если вы пересилите себя и толком возьмётесь за дело, то не успеете и оглянуться, как этап «новичок» останется позади. После вы поймёте, что этот путь был совершенно не таким тернистым, каким казался сначала.

И наконец небольшое исследование, которое какой-то юморной командир провёл с солдатами израильской армии. На учениях солдатам надо было сделать марш-бросок. Одной группе военных назвали истинную длину маршрута (30км), второй огласили 10км, а третьей – в два раза длиннее, чем на самом деле – 60км. В итоге, группа, которая всерьёз полагала, что ей надо преодолеть 60км, пришла к финишу самой последней. О чём это говорит? Да о том, что чем сложнее нам кажется препятствие, тем больше шансов, что мы с ним не справимся. Те сложности, которые мы рисуем в своём воображении, напрямую формируют реальность. К сожалению, для многих это становится вполне себе основанием для того, чтобы так ни к чему и не приступить.

ЧАСТЬ II

РЕКЛАМА В СОЦ.СЕТЯХ

Теперь по существу. Слава Богу, прошли те времена, когда заявить о себе можно было разве что с помощью рукописного объявления на фонарном столбе или напечататься в газете. Мир подарил нам бездонный ресурс, пользуясь которым, вы можете рассказать о себе всем.

Если вы «не разбираетесь во всех этих интернетах», то придётся научиться, потому что именно там ваши потенциальные клиенты ищут и находят информацию обо всём.

Вконтакте и Инстаграм – это must have. Сказать, что вы должны составить и расположить объявление на своих личных страницах – это ничего не сказать. Как показывает практика, интерес к услуге пользователи соц.сетей начинают проявлять сразу, как только начинающий мастер постит первое же объявление. Порой ребята просто публикуют фото с обучения и выпускного с небольшой подписью вроде «теперь я массажист, приходите», и им сразу же начинают писать друзья и спрашивать, что почём и куда можно приехать.
Совершенно логично, что чем больше у вас друзей и подписчиков, тем больше просмотров и отклика будет у вашего объявления.

Следите за своей личной страницей, проведите ревизию. Ваша задача – создать адекватный и приятный образ самого себя. Каждое ваше фото, каждый репост, шутка, цитата характеризуют вас в глазах потенциальных клиентов. Поэтому, как ни прискорбно, придётся удалить фото за 2008 год, на котором вы с круглыми глазами пьёте шампанское и пиво одновременно из двух бутылок. Это совершенно не добавит вам баллов в коварном 2017. И не думайте, что никто до туда не долистает.
Однако впадать в крайности и обезличивать себя тоже незачем. Откажитесь от идеи переименовать свою страницу в Тамара Массажева. Так вы людей к себе не расположите. Вы – это не только ваша работа. Не бойтесь выкладывать фото с семьёй, делиться впечатлениями, событиями и мыслями. Поверьте, вашим потенциальным клиентам, хочется немножко подглядеть, что вы за человек, прежде чем к вам записываться. Сбалансируйте личную и профессиональную информацию, скоррелируйте её. Работа – важная часть вас, но это не единственное, что должно занимать вашу голову. Об этом должна говорить ваша страница.
При составлении объявлений постарайтесь обойтись без клише. Ох уж эти девушки с застывшими в притворном блаженстве лицами, окружённые свечами, лотосами или орхидеями. У всех одинаковые. Найденные в два клика по запросу «массаж». Может эта картинка о чём-то и проинформирует читателя (если он вообще не пролистнёт её сразу), только он потом вообще вряд ли вспомнит, у кого он её видел. Хотя, однозначно, какой-то отклик будет и на это.

Создайте сообщество, чтобы публиковать там фото своих работ (эстетика), цены, акции, отзывы, доступную запись, пройденные повышения и т.д. Но администрирование сообщества – это уже ответственность. Вам придётся следить за контентом, чтобы подписчикам было у вас интересно. Новости в вашем сообществе должны быть не просто про массаж. Они должны быть в первую очередь направлены на потенциальных клиентов. А клиентам не интересно, как устроен голеностопный сустав и как там всё называется по-латыни. Им интересно, будут ли у них после антицеллюлитного массажа синяки и сколько это стоит. Им интересно, нормальный ли у вас кабинет и вообще кто вы такой. Незаезженные шутки и смешные гифки по теме тоже всегда кстати. Старайтесь писать сами и от своего лица. Кормить подписчиков бездушными копипастами из тырнета – это скучно, неэффективно и нечестно.

Озаботьтесь созданием портфолио. Это очень важно. К сожалению, результаты крутых терапевтических техник, в интернете могут являться только в облике отзывов, в которых кто-то из ваших клиентов описывает улучшение своего состояния и выражает благодарность. Получать хорошие отзывы – безумно приятно, однако не у всех вызывает доверие набор слов, ведь в конце концов, их легко сымитировать. Фотографии же вместо тысячи слов. Статья «СОСТАВЛЯЕМ ПОРТФОЛИО. 10 правил фото ДО и ПОСЛЕ». Наверняка, сейчас многие закатили глаза, мол, как я составлю портфолио, если я ещё не нашёл первых клиентов?! Если договариваться с родственниками и друзьями – не ваш вариант, то в Красноярске есть несколько групп, где мастера могут найти моделей для отработки первичных навыков и пополнения портфолио (Мастер и модельМастер ищет Модель). Как правило, условия работы массажиста с моделью заключаются в том, что модель за символические деньги получает массаж, зная и соглашаясь на то, что мастер не имеющий большого опыта, будет отрабатывать на ней приёмы и в дальнейшем сможет свободно публиковать её фотографии ДО и ПОСЛЕ, будь то лицо или тело. Составьте объявление и отправьте в предложку группы. Девушки, которые откликнутся на ваше объявление, вряд ли в дальнейшем станут вашими постоянными клиентками (хотя, кто знает!), потому что, как правило, для них во главе угла стоит низкая цена. Но они положат начало вашему портфолио и запустят бесценное сарафанное радио.

Организуйте розыгрыш. Розыгрыш – это простой и быстрый способ привлечь в свою группу много представителей целевой аудитории. Условия вирусных розыгрышей обычно просты как дважды два четыре. Участник делает репост, а в определённый день вы с помощью непредвзятой программы «Выбиратель» определяете счастливчика, которому достанется массаж бесплатно (обычно несколько сеансов). В ваших интересах распространить свой розыгрыш как можно шире. Если вы располагаете бюджетом на рекламу, то разместитесь в каком-нибудь крупном сообществе своего города. Да, некоторые участники таких розыгрышей – это всё те же халявщики, у которых вся стена завалена идентичными репостами, и им даже не важно, что именно им привалит, массаж, суши или билет в зоопарк. И всё же нельзя всех грести под одну гребёнку. Кто-то точно запишется и придёт. Остальные просто останутся вашими подписчиками и, возможно, надумают прийти потом.

Мы ручаемся, что этих действий уже хватит для того, чтобы привлечь достаточное количество клиентов! Смотрите, как бы их не оказалось слишком много – на первых порах трудно отработать больше четырёх в день 😉 Люди придут, а дальше всё будет зависеть от вас.